Рецензия на проект «Психологические игры для социальных практик», подготовленный учениками 8класса «Б» Заяфаровой П. (руководитель проекта), Меркуловой А., Барановой Д., Стукачевой В. и ученицей 6»А» класса Ефремовой Е. Тема, выбранная для разработки данного проекта, актуальна для дальнейшей разработки эффективных форм и способов взаимодействия детей и подростков вне учебной деятельности, при организации социальных практик. Именно игры являются тем средством освоения действительности, который востребован в подростковом возрасте, с одной стороны; с другой – позволяют развивать компетентности, необходимые в социуме. Текст проекта–40 страниц, что является достаточным для описания проекта. В данном тексте содержатся введение, 3 содержательных раздела, список литературы. Во введении к описанию проекта указаны цель и задачи, что делает работу осмысленной. Поставлены две проблемы - достаточно разноплановые, поскольку в одной из них речь идет о многообразии разновозрастных групп, а в другой об уровне сплоченности, но не очень понятно, почему выбраны именно эти. На мой взгляд, можно было бы остановиться на отсутствии методического обеспечения социальных практик. К сожалению, введение очень лаконично, по нему сложно составить впечатление, что именно делалось и что представляет продукт проекта – методическое пособие, сборник игр самой разной направленности, методическая разработка отдельного занятия или нечто другое. Это остается не очень проясненным после знакомства с остальным текстом. Очевидно авторы проекта задумывали соединить понемножку из всех этих форм, поэтому получилось нечто методически направленное. В первом разделе ставятся вопросы, связанные с психологической игрой. Это самый маленький раздел, в нем очень лаконично дается определение игры, приводятся аргументы об актуальности игры на разных этапах подросткового возраста. Претензии к этому разделу – чрезмерная лаконичность, не оформлены ссылки на литературу. Не говорится об особенностях подростковых групп, про ту же групповую сплоченность, этапы группового процесса. Отсутствие хотя бы минимальных ссылок на данные вопросы прояснило бы цели проекта. Второй раздел содержит описание различных психологических игр и упражнений. К сожалению, только из содержания и структурирования материала удается понять, какими критериями пользовались авторы проекта для систематизации игр. Было бы целесообразно в самом тексте обосновать эту систему. Эта система выглядит недостаточно продуманной, т.к. построена не на единых основания. Например, даны игры, которые используются на начальных этапах работы группы, но не указывается, какие группы можно применять на других этапах. Есть претензии к оформлению описания игр и упражнений. Не указывается, на какой возраст рассчитаны эти упражнения, требуются ли какое-то оборудование, материалы и т.д. (только в приведенном сценарии прописано количество участников, рекомендации для проведения и т.д.). Хотелось бы также увидеть в тексте какое-то обобщение, выводы, м.б. общую рекомендацию для тех, кому авторы проекта собирались оказывать информационную помощь в подготовке и организации психологических мероприятий при проведении социальных практик. В целом хотелось бы отметить, что работа сделана на хорошем уровне, грамотно, найдено много упражнений. Достаточно внушительный список литературы, в том числе использованы и Интернет-источники. Указанные недостатки не снижают благоприятного впечатления о работе. Выполненный проект заслуживает отличной оценки. Рецензент К.психол.н. Савина О.О,