СЦЕНАРИЙ Даша: Обычная ситуация на социальных практиках Настя: (плачет) Я хочу домой, к мамочке! Ника: Я не хочу спать! Я пойду мальчиков зеленкой мазать! Полина: ОЙ! Извините, простите меня, пожалуйста! Я, кажется, что-то сломала! Даша: У-у-у! Там в комнате на шторах какое-то пятно! И пыль!? Я не буду здесь жить!! Куда вы меня привезли? Катя: (вбегает) А-а-а! Как мне всё это надоело! Хватит ныть! Господи, ну что ж мне с вами делать!? (Тут все встают вокруг Кати, она поднимает голову кверху. Раздаётся щелчок. Включается презентация). Катя: Мы представляем вашему вниманию проект: «Психологический материал для социальных практик гимназистов» Полина: Проблема проекта: отсутствие методического обеспечения социальных практик. Настя: Основные задачи проекта: 1.Поиск и анализ игр и заданий в различных сборниках, учебниках, энциклопедиях, сайтах. 2.Составление сценария для предварительного занятия. 3.Сортировка и группировка в сборник проанализированных игр и заданий и корректировка инструкций. Даша: Цель проекта: Психологическое обеспечение социальных практик. Ника: Прежде всего, наш проект посвящен нашей будущей социальной роли старших, ответственных за организацию работы разновозрастной группы на социальных практиках. Даша: Мы заинтересованы в разработке проекта, потому что: В педагогической гимназии проблема сплоченности группы, организации свободного времени подшефных участников группы особо остро стоит как в течение учебного процесса, так и во время социальных практик (выездов). Ника: Сегодня психологическая игра один из самых популярных видов психологической работы с детьми и взрослыми. Существует множество подходов к пониманию психологической игры, ее назначения и использования. Игрой называют психологический прием, структурированное действие по правилам, большое и сложное ролевое действие и многое другое. С помощью игры за несколько минут можно настроить людей на работу в группе. Есть множество видов игр. Полина: Есть несколько жанров психологической игры: "большая" психологическая игра - это целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительно по времени. Это - "маленькая жизнь", которая проживается каждым участником. Она позволяет им получить опыт, ценный и для их настоящей, "всамделишной" жизни, приобрести новые знания и навыки. "Большая игра" принципиально отличается от других видов игры, тем, что для своих участников она выступает как деятельность. В нашем сборнике представлены более простые для организации проведения малые психологические игры. Даша: В большинстве случаев игровой прием в работе психолога выполняет подсобную функцию средства осуществления какой-то его деятельности. Большинство людей в любом возрасте любят игры, потому что игра - это целостное состояние души. Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Для определенной категории детей за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Катя: Особенно это характерно для младших школьников и младших подростков. Игры представляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научится контролировать свой внутренний мир. Настя: Для другой группы людей (в основном для школьников 11-14 лет) игры являются безопасным "как бы" пространством построения отношений с окружающими людьми. В этом возрасте дети настолько же охотно играют, насколько не любят обсуждения после игры. Наконец, для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности понять себя и других, увидеть и почувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Ника: В результате работы проекта был создан сценарий предварительного командообразующего занятия для выезжающих на весенние практики семей и сборник игр и заданий для социальных практик нашей гимназии (выездов, турслетов, лагерей и т. д.) Катя: Сценарий предварительного командообразующего занятия для «семей» Дата проведения: конец февраля 2010 года Место проведения: актовый зал гимназии Кол-во участников: от 40 до 120 Возраст: 5-7, 9-11 классы (от 10 до 18) Цель: знакомство участников разновозрастных групп (семей), формирование первого опыта сотрудничества Проблемы: 1) Конфликт лидерских качеств 2) Неактивное поведение 3) Личная зажатость 4) Межвозрастной конфликт 5) Межполовой конфликт Время проведения: 1,5 часа(2 урока) Ход занятия: 1) Сбор участников в зале 2) Логические задания 3) Творческие задания 4) Задания на взаимодействие детей разных возрастных групп Даша: Содержание занятия: «Наряди елку», «Шоппинг», «Спасение полярников», «Мегоснеговик». Полина: Сборник игр для социальных практик содержит игры и задания, сортированные на области применения, и подобранные по следующим критериям: • Соответствие возможностям и интересам подростков • Подходящий уровень сложности • Акцент игры на помощь в сопровождении группы по этапам социальной практики • Незначительная продолжительность по времени. Настя: Структура сборника: 1 раздел - Знакомство, сплочение группы: Для этого раздела подбирались игры, акцентирующие внимание каждого участника группы на отличительные черты других участников, что помогает запомнить друг друга, снять напряжение между малознакомыми людьми. Эти игры можно использовать на начальном этапе социальных практик, когда участники еще не готовы сотрудничать. Полина: 2. Игры в дороге: Для этого раздела подбирались малоподвижные занимательные игры, т. к. подразумевалось их проведение в транспорте. Эти игры необходимы ведущим в ситуациях, когда детей нечем занять, и они начинают шуметь и баловаться. Примеры игр в дороге: Мафия, Контакт, ДаНетка… Все эти игры можно использовать не только в транспорте, но и в любом другом подходящем помещении. Даша: 3. Игры в помещении: Для этого раздела подбирались подвижные или сидячие игры, которые было бы удобно проводить в помещении. Они отличаются от предлагаемых игр в дороге в первую очередь необходимостью закрытого пространства или специального технического оснащения. Эти игры могут быть проведены в какие-либо свободные от общих мероприятий и подготовки к ним часы. Катя: 4.Активные игры на воздухе: Для этих игр необходимо открытое пространство, т. к. игры подвижные. Они востребованы на каких-либо сборах для гиперактивных детей, либо для смешанных групп с жесткой «иерархией». Они снимают напряжение и возвращают дух соревновательности. Подвижные игры подобраны таким образом, чтобы для их проведения не требовалось большого количества инвентаря, подходящие по возрасту. Ника: 5. Творческие игры: Для этого раздела подбирались игры, акцентирующие внимание на каких-либо творческих действиях (рисование, музыка, актерское мастерство и т.д.). Эти игры могут понадобиться для организации работы участников группы, если им кажется скучным то или иное действие. Или для свободных часов, когда можно подготовить ребят к предстоящей им творческой деятельности. Полина:6.Активизирующие игры: Для этого раздела подбирались игры с уклоном на повышение внимания и физической активности. Они необходимы в любое время дня в любом помещении при упадке заинтересованности и активности, «боевого» настроя участников группы. Не рекомендуется проводить активизирующие игры не задолго до сна Даша: 7. Формы вечернего сбора семьи: Вечером вы обязательно собираетесь с группой («семьей») и анализируете день. Игры, предлагаемые в этом разделе можно использовать именно на таких мероприятиях. (Метод анализа пять пальцев, я хочу сказать, эмоциональный термометр и др.) Настя: Сейчас мы предлагаем про вести одну из подобранных нами игр. Бразилия Описание: Играющие иллюстрируют движениями слова ведущего. Играющие повторяют за ведущим слова и движения: "У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец! (показывает большой палец, все повторяют). У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец! (все показывают). И вот такой рот (кривит рот, все повторяют)" У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец! (все показывают). И вот такой рот (все показывают) Вот такие глаза (таращат глаза, все повторяют)" К этим фразам добавляют все новые и новые: Вот такие плечи (правое плечо вверх, левое - вниз). Она постоянно прыгает (все показывают). И кричит: "Ах, какая я красивая! Почему меня никто не любит?" (все кричат). После паузы, когда стихнет смех, ведущий говорит: "Какова бабушка, таковы внуки". Источник информации: Игры на все случаи. Сборник игр в помощь вожатым детских лагерей и школ, классным руководителям, культорганизаторам, руководителям дворовых клубов. Катя: Сейчас я с вами поиграю игру, которую мы рекомендуем проводить в дороге или в помещении. Таможня и контрабандисты. Выбранный доброволец (потенциальный контрабандист) выходит за дверь и берет с собой небольшой предмет, например скрепку или ластик. До начала объяснения условий игры лучше придумать про вывозимый предмет какую-нибудь легенду, чтобы придать значимости происходящему. «Контрабандист» входит в комнату три-пять раз и только в один из них он прячет и берет с собой этот предмет. Группа может просить его выполнить определенные задания и по его поведению должна догадаться, в какой раз он заходил, спрятав предмет. Контрабандисты могут отказаться выполнять задания таможенников. Тактильный контакт исключен. Можно увеличивать количество контрабандистов до 3-х. Тогда таможенники должны определить кто из контрабандистов, и в какой попытке провозил контрабанду (только один и только в одной попытке). Настя: Материал собранный в сборнике и представленный в сценарии предварительного занятия не претендует на полноту и не гарантирует успеха социальных практик. Но это первый шаг в методическом обеспечении социальных практик, которое может широко использоваться всеми их участниками. Психологическая игра- понятие неоднородное. Мы подобрали только малые психологические игры. Интересно дополнить в будущем эту разработку большими психологическими играми, тестовыми методиками и анкетами. Примерами из прошлых социальных практик, статистикой.