Окончательная версия реферата

Тип продукта научной работы: 
Реферат только часть
Дата создания продукта: 
16 May 2012
Описание версии подукта: 
окончательная версия реферата
Описание продукта: 

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Основные отличия мышления человека от мышления робота по книге Айзека Азимова «Три закона робототехники».

 

 

 

 

 

автор: ученица 9 класса «Б»

Петров Александр

Руководитель: Ветюков Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 2012

 

 

Основные отличия мышления человека от мышления робота по книге Айзека Азимова «Три закона робототехники».

Оглавление

 

 

1.Введение

          1.1 Общие сведения по данной теме.

          1.2 Цели реферата

          1.3 Актуальность темы.

          1.4 Обзор используемой литературы

         

 

 

2. Основная часть

2.1 проверка гипотезы «мышление робота совершеннее мышления человека»

2.2 проверка гипотезы «мышление человека совершеннее мышления робота»

2.3 проверка гипотезы «мышление человека ничем принципиально не отличается от мышления робота».

 

3. Заключение

      3.1 Основные итоги работы

4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

 

Робот – это автоматическое устройство, работающее без участия человека и выполняющее его функции. Он построен по компьютерной технологии и запрограммирован определенным образом. Те роботы, про которых я буду рассказывать, изобретены в 1942 году писателем – фантастом Айзеком Азимовым. Этот человек был не просто писателем, но еще и ученым. Его рассказы интересны тем, что он в форме фантастики излагает научно – популярную литературу. Для своих роботов Айзек Азимов сформулировал так называемые «Три закона робототехники». Они гласят следующее:

·      Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

·      Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

·      Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Целью данного реферата является выяснить отличия человеческого мышления от мышления робота. Для этого я использовал серию рассказов Айзека Азимова под названием «Три закона робототехники»..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Пытаясь разобраться в этом вопросе можно выдвинуть три гипотезы о различиях мышления человека и робота:

 

1.     Мышление робота совершеннее мышления робота

2.     Мышление человека совершеннее мышления робота

3. мышление человека и робота по сути ничем принципиально не отличаются

 

Докажем эти гипотезы:

1. мышление робота совершеннее, чем мышление человека.

 Докажем эту гипотезы в свете фильма «Двухсотлетний человек» снятый по мотивам рассказа Айзека Азимова.

                Во – первых, (рассмотрим самое начало фильма). Робот, по имени Эндрю был привезен в семью Ричарда Мартина. В самом начале, Эндрю пошел на прогулку с девочками и случайно сломал стеклянную лошадку – любимую игрушку Аманды (дочь Мартина).

 Поняв, что эту игрушка была самой дорогой для ней, робот начинает рыться в книгах, для того, чтобы найти в них какую – нибудь информацию о том, как делать такие игрушки. Заметим, что те роботы, которых описывает Айзек Азимов, имеют способность самосовершенствоваться. Эндрю за ночь успевает изучить огромное количество теории и сделать лошадку. Если рассмотреть человека с этой точки зрения, мы поймем, что для того, чтобы научиться делать какую – либо вещь, человеку придется потратить большое количество времени на обучение, иногда даже на это уходят годы. Итак, скорость обучения робота существенно выше, чем скорость обучения человека.

                  Во – вторых, когда Эндрю, прожив около семидесяти лет, понимает, что ему нужно найти себе подобных, отправляется на поиски. Найдя робота Галатею, у которой был встроен чип, который позволял ей танцевать, он пошел за ней и встретился с Рупертом. Руперт был заинтересован в модификации роботов. Он сделал Эндрю андроидом. После этого, возвратившись домой он встречает дочь Аманды – Поршу и влюбляется в нее. Это событие заставило робота задуматься о том, что он не сможет иметь жену, будучи роботом. Поэтому, он приезжает обратно к Руперту и начинает разработку механический аналог систем жизнедеятельности человека.

 Заметим, что вся конструкция робота позволяет вносить улучшения без какого – либо вреда для робота, то есть система более гибка к добавлению элементов интерфейса. С другой стороны, рассмотрим мозг человека. Человек является единой конструкцией и при изменении любой его части может нарушиться целостность организма (системы).

 Приведенный выше пример свидетельствует о изменчивости системы строения робота.

                  В – третьих, рассмотрим рассказ «Я – робот». В нем описываются события, как доктор вместе со своей коллегой Кэлвин приходит посмотреть в офис на совершенно нового робота.

Этому роботу, так же как и людям захотелось изучить новых существ и поэтому он начал изучать мозг доктора. Этот доктор был тайно влюблен в Кэлвин, поэтому робот заставил его подойти к ней и признаться в любви. Стоит заметить, что если бы робот не заставил его сделать это, то, возможно, он бы никогда и не признался девушке в любви.  Если рассмотреть человека с точки зрения этого примера, мы поймем, что даже при всем желании человек не сможет без слов управлять другим человеком.

Данный пример свидетельствует о продвинутых телепатических способностях робота.

В – четвертых, рассмотрим рассказ «хоровод». В нем рассказывается, как происходит обвал камней и как на это реагируют люди и роботы. Робот, увидев, что произошел завал, сразу же отправился на помощь людям, выполняя свою основную задачу, для которой он создан, следуя первому закону робототехники, который гласит, что робот не может причинить, или допустить, чтобы человеку был причинен вред. Если рассмотреть человека с этой точки зрения, мы сразу же заметим, что в критической ситуации он сначала попытается спасти себя. Итак, робот и человек имеют несколько различное отношение к своей цели.

В – пятых, рассмотрим рассказ «логика». В нем автор рассказывает о событиях, происходящих на космической станции, которая создана для защиты Земли от электромагнитных бурь. На этой станции создана рубка управления лучами, которые могут предотвратить эту бурю. В этой рубке на смене работают два человека, несколько обычных роботов и робот с модифицированным позитронным мозгом. Этот робот ничего не принимает на веру. Ему для всего нужно доказательство. Для каждой гипотезы, даже для той, которая объясняет то, как он создан, он ищет логическое объяснение. Приведем пример:  в нем этот робот не верит, что его создали люди, а думает, что это сделало высшее существо: “Поглядите  на себя, -  сказал он наконец. - Я не хочу сказать ничего обидного,  но поглядите на себя! Материал, из которого вы  сделаны,  мягок и дрябл,   непрочен   и    слаб.   Источником   энергии   для    вас    служит

малопроизводительное  окисление органического  вещества вроде  этого. - Он с

неодобрением  ткнул   пальцем  в  остатки   бутерброда.  -  Вы  периодически

погружаетесь  в бессознательное  состояние. Малейшее  изменение температуры,

давления,   влажности,   интенсивности   излучения   сказывается  на   вашей

работоспособности.  Вы  -  суррогат!  С  другой  стороны,  я  -  совершенное

произведение. Я прямо поглощаю электроэнергию  и использую  ее  почти на сто

процентов.  Я  построен  из  твердого  металла,  постоянно в сознании, легко

переношу  любые  внешние условия. Все это факты.  Если  учесть самоочевидное

предположение,  что  ни  одно  существо  не может  создать  другое существо,

превосходящее его, - это разбивает вдребезги вашу нелепую гипотезу...”1

из вышесказанного можно сделать вывод, что у робота больше развито логическое мышление.

Итак, на основе вышеприведенных аргументов, можно сделать вывод, что мозг робота совершеннее мозга человека по следующим признакам:

ü  Высокая скорость обучения

ü  Изменчивость строения робота

ü  Продвинутые телепатические способности робота

ü  Отношение к цели существования отличное от цели человека

ü  Более развито логическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Айзек Азимов. Три закона робототехники. – М..: Мир, 1970. Рассказ «Логика».

 

 

Рассмотрим вторую гипотезу:

Мышление человека совершеннее, чем мышление робота.

Во – первых, на некоторое время отойдем от  текста  книги и рассмотрим простую ситуацию: робота попросили убедить какого – либо человека что – то сделать. Робот подойдет к человеку и просто скажет ему: такой – то человек попросил меня сказать тебе сделать то – то. Если же человеку предложить то же самое, он постарается привести доводы, которые если не заставят того человека согласиться сразу же, но хотя бы заставят его задуматься. Итак, самая простая задача для человека может оказаться непосильной для робота. То есть человек может предложить вариативные пути решения проблемы.

Во – вторых, рассмотрим фильм « двухсотлетний человек». В нем Айзек Азимов показывает, что для него человек важнее. Постепенно Робби, попавший в семью, превращается в человека, у него появляются чувства, которых никогда не могло быть у простого робота. Он влюбляется и в конце жизни становится тем, кем стремился стать все 200 лет жизни – Человеком. Это показывает, с одной стороны, то, что Айзек Азимов считал высшей формой сознания на Земле  человеком, поэтому его герой и прошел этот путь. Мне кажется, что писатель не зря ставил мозг человека выше. В данном фильме это показано на примере чувств, которые человек может испытать.

В – третьих, рассмотрим рассказ « как поймать кролика».  В нем автор показывает недостаток мышления робота. когда робот находится и работает рядом с человеком, никаких неполадок не происходит. Как только рядом нет человека, что робот сразу же сходит с ума и начинает творить совершенно непонятные вещи, например, отдавать множество противоположных приказов своим подчиненным за короткий промежуток времени. Это объясняется так называемой «перегрузкой» .

Попробуем разобраться, как она происходит. В данном рассказе у робота было 6 подчиненных ( пальцев). Если человек рядом, то инициатива была не полностью на управляющем роботе. Как только человек уходит, инициатива полностью переходит к роботу. У этого робота было всего лишь пятиканальное соединение, а его подчиненных было 6.

У человека не возникает такого рода «перегрузок», возникает лишь усталость и потребность во сне.

В – четвертых, рассмотрим рассказ « как потерялся робот». В нем  рассказывается о том, как были созданы 12 роботов и в них запрограммирован несколько измененный первый закон робототехники, который в данном случае звучал так: робот не может нанести вреда человеку ни при каких обстоятельствах. Сделано это было потому, что при исследованиях люди попадали в поле небольших гамма – излучений, который не вредны для человеческого мозга ( человек может находиться  там около получаса без вреда здоровью), но очень вредны для роботов, так как они разрушают их позитронный мозг. Робот же, когда видел, что человек попал в область такого излучения, бросался спасать его, следуя первому закону, который гласит: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред». Следовательно, фирма таким путем теряла роботов. Из модификации первого закона следовало изменение работы мозга робота: после получения команды «уйти» он прячется в отряде прибывших роботов и при поиске его начинает гать, что он не работал на этой фирме. Из вышесказанного следует сделать вывод, что робот подчиняется четко сформулированным законам. Любое отклонение или новая формулировка закона влечет за собой крайне вредные последствия.

В –пятых. Приведем еще один пример. Рассмотрим тот же рассказ « как потерялся робот». Речь идет о той же модификации первого закона. Приведем в пример цитату, как робот может убить человека, не нарушив модифицированного первого закона: Если модифицированный  робот  уронит на человека тяжелый груз, он не

нарушит  этим Первого  Закона,  - он  знает, что его сила и скорость реакции

достаточны, чтобы перехватить груз прежде, чем он  обрушится на человека. Но

как  только он отпустит груз, он уже  не будет активным действующим лицом. В

действие вступает только слепая сила тяжести. И тогда робот может передумать

и своим  бездействием  позволить грузу  упасть. Измененный Первый Закон  это допускает.»

В – шестых. Рассмотрим мышление человека. Следует заметить, что его мысли имеют эмоциональную окраску. То есть те решения, которые человек принимает, или те слова, которые говорит, и даже те действия, которые он совершает, зависят от его внутреннего состояния, или же, настроения. Приведем несколько примеров из текста, которые доказывают это. Например, в рассказе «Робби» девочка расстроена, тем, что робот «жульничает» при игре в прятки: Глория в отчаянии закричала   - Постой, Робби!  Это  нечестно! Ты  обещал не  бежать,  пока я тебя не найду!». Также рассмотрим рассказ хоровод: в нем представлены события, когда двое роботехников оказались на станции, на которой у роботов произошли неисправности и они решают как их починить. «Не говори  глупостей! Может  быть, тебе и смешно, а  мне нет. Послать нас сюда с одним единственным роботом - это просто преступление! "Да еще эта твоя блестящая идея - самим починить фотоэлементы.»2 эта цитата показывает раздражение человека.

Теперь рассмотрим робота с этой точки зрения. Робот – это механический мозг, которому несвойственны чувства и эмоции. Его речь всегда однообразна. Этот факт можно рассматривать по  - разному. Например, если произошла ситуация, где человек выйдет из себя, позитронный мозг робота не позволит ему проявить никаких эмоций. Но, с другой стороны, лишаясь эмоций, робот не может выразить свое отношение к тому, что ему нравится так, как это может сделать человек.

Итак, на основании всего вышесказанного следует сделать вывод:

Мозг человека совершеннее чем мозг робота по следующим признакам:

ü  Возможность предложить вариативные способы решения проблемы.

ü  У человека есть чувства

ü  Нет возможности перегрузки

ü  Переформулировка любого закона, по которому живет человек, не приведет к координальным изменениям его мозга

ü  Мышление человека имеет эмоциональную окраску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Айзек Азимов. Три закона робототехники. – М..: Мир, 1970. Рассказ «Робби».

 

 

 

 

Рассмотрим третью гипотезу:

 Мышление человека ничем принципиально не отличается от мышления робота. Докажем ее при помощи синтеза двух предыдущих гипотез.

Во – первых, было сказано, что если роботу будет поставлена задача убедить человека в чем – то, она будет для него невыполнима. Рассмотрим робота с той точки зрения, для которой он создавался, то есть для замены людей на однообразной работе в промышленности. Мне кажется, что робот, созданный для таких целей, и даже хороший робот – домохозяйка не должен выполнять функцию дипломата.

Во  - вторых, была рассмотрена проблема перегрузки мозга робота. Рассмотрим случай, когда человеку нужно выполнить тяжелую и объемную работу а короткий срок. В таком случае все мысли человека будут заняты этой работой и он будет тратить большое количество времени на  ее выполнение, в следствии чего возникнет усталость. Если у человека что – то из этой работы не будет получаться, то усталость может перерасти в отчаяние,  которое очень похоже на явление перегрузки, которое описано в рассказе “хоровод”. – он будет паниковать и пытаться выполнить какие – то неосмысленные действия, или будет отдавать бесполезные приказы.

В – третьих, рассмотрим рассказ “ как потерялся робот”.Из него ранее был сделан вывод, что робот подчиняется четко сформулированным законам и любое от них отклонение ведет к серьезным последствиям. Рассмотрим три закона робототехники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред

              2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Эти же законы сформулированы и для человека, но не в такой жесткой форме. Человек не может убить другого человека ни в каком случае. Также он должен заботиться о своей безопасности, но может нанести вред другому человеку, но не убить его. Поэтому, это различие в формулировке законов для человека и робота несущественно.

          В – четвертых, я упоминал фильм, снятый по мотивам рассказа Айзека Айзимова “ двухсотлетний человек”.На его основании я сделал вывод о лучшей скорости обучения робота. Когда  мы говорим о роботе, мы имеем в виду то, что его позитронный мозг не рассчитан на лень и прочие недостатки человека. Если рассматривать человека в идеальном свете, то есть исключить любую возможность избежать работы, то мы заметим, что человек сможет запомнить и обучиться какому – либо предмету со скоростью, незначительно меньшей скорости обучения робота.

          В – пятых, рассмотрим рассказ «хоровод». В нем описаны телепатические свойства роботов. Заметим, что управлять сознанием может не только робот. В истории случались факты, когда, например, в 1848 году майор, умирай, просил передать кольцо своей жене и она во сне увидела поле боя и майора, произносящего эти слова.

          В – шестых, рассмотрим рассказ “ хоровод” . Как уже ранее упоминалось, в этом рассказе описываются события, одно из которых произошло во время обвала: робот, как только обнаружив человека, сделал все возможное, чтобы его спасти, то есть, по существу, не нарушил первый закон робототехники. Для робота человек – объект для защиты, - самое дорогое, то же самое, что для человека его семья. Рассмотрим человека, попавшего в беду вместе со своими близкими. Мне кажется, что человек поступит, как и робот, сделав все возможное для помощи и спасения близких.

В – седьмых, я рассматривал рассказ “логика” и пришел к выводу, что у роботов развито мышление гораздо больше, чем у человека, потому что они ищут логические объяснения всем процессам, происходящим в них и вокруг них.

Попробуем разобраться с мышлением человека в данном случае. Конечно же, знания человека ограничены и он не сможет дать логического объяснения тем процессам которых он не знает, или не понимает. Но, ведь великие изобретения человечества, такие как: таблица Менделеева, письменность, автомобиль, телефон, все подчинено строгим логическим законам. Например, в таблице Менделеева все элементы расположены в логическом порядке – с увеличением заряда ядра атома. Менделеев даже  предсказал появления некоторых элементов в своей таблице.

Итак, на основе выше приведенных аргументов можно сделать вывод: мышление робота ничем принципиально не отличается от мышления человека.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В нашем реферате мы рассмотрели поведения роботов и людей в различных жизненных ситуациях. На мой взгляд, из всего выше изложенного следует сделать вывод: мышление человека ничем принципиально не отличается от мышления робота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Айзек Азимов. Три закона робототехники. – М..: Мир, 1970.

2.     Три закона робототехники. http://ru.wikipedia.org. Ссылка

действительна на 16.04.2012


 

feedback
Loading