6 кл.
Урок № 1.
Биология.
Предмет биологии. Ботаника – наука о растениях.
Основные понятия.
Биология – наука о живых организмах.
Признаки
живых организмов:
-
обмен
веществ
-
размножение
(наследственность, изменчивость)
-
рост,
развитие, смерть
-
движение
-
раздражимость
-
адаптация
к внешним условиям
Царства
живых организмов:
Науки, их изучающие:
-
Растения ботаника
-
Животные зоология
-
Бактерии
(дробянки) микробиология
(бактериология )
-
Грибы микология
Основные
особенности растений:
-
Способность
к фотосинтезу (автотрофное питание)
-
Рост
в течение всей жизни
-
Прикрепленный
образ жизни
Вирусы – неклеточная форма жизни. Наука – вирусология.
Живые организмы во взаимосвязи с неживой природой образуют
живую оболочку нашей планеты – биосферу.
Другие биологические
науки:
наука |
Что изучает |
анатомия |
внутреннее строение организмов |
физиология |
жизнедеятельность организмов |
биохимия |
химические процессы в организмах |
экология |
взаимосвязь организмов с окружающей средой |
генетика |
? |
Методы
биологии.
Наблюдение.
Гипотеза.
Эксперимент.
Значение в природе- примеры |
Значение для человека - примеры |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д/з. Введение, заполнить табл. , используюя стр. 6-8
учебника и дополнительные материалы. Примеры – по группам. 1 – Что растения
дают природе, 2 – что человек делает из
растений, 3 – какие растения человек употребляет в пищу.
Тест 3 вариант (кто не делал на уроке -все три). Доп.
задание : рассказать о какой-либо
из биологических наук.
Экспериментальное задание: придумать способ проверки
гипотезы, что соль- неорганическое вещество, а сахар – органическое.
Вариант 1
1. Строение живого организма изучает:
а) физиология;
б) молекулярная
биология;
в) анатомия;
г) все
перечисленные науки.
2. Какое из утверждений является правильным:
а) жизнь можно
обнаружить в любом районе Земли и даже в мантии;
б) жизнь
существует во всех оболочках биосферы;
в) жизнь можно
обнаружить везде, кроме Арктики и Антарктиды
г) жизнь
существует на Земле и других планетах Солнечной системы
3.
Лиственный лес приносит пользу потому, что:
а) в нем
находят пищу и укрытие животные;
б) растения, произрастающие в нем, выделяют в
атмосферу кислород;
в) растения
поглощают из атмосферы углекислый газ;
г) он
осуществляет все ранее перечисленное.
4. Предметом изучения биологии являются:
а) растительные
организмы;
б) животные
организмы;
в) жизнь на
других планетах;
г) все живые организмы, существующие на Земле.
5. Живые
организмы существуют:
а) независимо
от неживой природы;
б) во взаимосвязи с неживой природой;
в) независимо от деятельности человека;
г) независимо друг от друга.
вариант 2
/. Наиболее
верным является утверждение:
а) осенью
листья цветковых растений желтеют и опадают;
б) осенью
листья большинства растений желтеют и опадают;
в) осенью листья деревьев желтеют и опадают;
г) осенью все
растения увядают.
2*. У вас
есть 4 одинаковых растения, новы не знаете, как их лучше поливать. Что вам
следует сделать, чтобы выяснить это?
а) Поставить два растения на солнце, а два в
тень и обильно их поливать.
б) Поливать каждое растение разным количеством
воды и измерять, на сколько они вырастут.
в) Поливать все растения одинаковым количеством
воды и измерять их рост.
г) Поливать
растения, стоящие в тени и на солнце, разным количеством воды.
3. Растения
приносят пользу насекомым, потому что:
а) насекомые
опыляют растения;
б) насекомые
снабжают растения питательными веществами;
в) личинки
насекомых питаются растениями;
г) некоторые
растения поедают насекомых-вредителей.
4*. Культурными
растениями считаются:
а) все
растения, выращиваемые человеком;
б) только
декоративные растения;
в) только
сельскохозяйственные растения;
г) только
растения, выращиваемые в специальных заповедниках.
5- Ботаника
не изучает:
а) строения
растений;
б) взаимосвязи растений с животными;
в)
строения почв;
г) влияния
растений на окружающую среду.
Вариант 3
1.
Переведите на русский язык а)
«биос»___________________
б) «сфера»_
в) «логос»__
г) «ботанэ»_
д) «дендро»_
2. Вставьте в скобки слова, которые заканчивают
первые слова (перед скобками) и начинают вторые (за скобками). Количество точек в в
скобках соответствует количеству букв в зашифрованном слове.
Пример: за (рок)
от.
а) био (...)
ика;
б) ана (...)
ат.
3. Какое
слово не обозначает царства живых организмов:
а) кретииба;
б) ыбгри;
в) срятаени;
г) мслаёыто;
д) ижотвыне?
4. Вставьте слово, которым можно назвать два
слова вне скобок: груша (
. . . .) томат.
5. Исключите
лишнее:
а) растения;
б) животные;
в) грибы;
г) бактерии;
д) мохообразные.