Рассмотрение творчества как одного из видов общих способностей человека

Статус выполнения задачи: 
Готово на 100%
Плановые сроки выполнения: 
8 Feb 2010 - 20 Feb 2010
Необходимые действия: 

Размещение на сайте первого варианта работы


Москва
2010 <?xml:namespace prefix = o />

 

Плахова Дарья

Творческие способности человека

 

Содержание

Введение

1. Понятие способностей. Творческие способности

2. Творчество. Подвиды творчества и их особенности

3. Методики изучения творческих способностей

 Выводы

Заключение

 Список литературы

 

Введение

 

Актуальность. Изучение творческих способностей человека актуально в гимназии потому, что все учащиеся сталкиваются с применением своих творческих способностей в школе и за ее пределами (проектная и исследовательская деятельность, кружки, социальные практики и индивидуальное творчество подростков).

    Знание своих способностей, понимание выраженности творческих способностей, потребность в творчестве будут не только использованы в профессиональной деятельности выпускниками гимназии, но и в дальнейшей их повседневной жизни ( воспитание детей, увлечения, хобби, любая другая креативная деятельность). А поскольку развитие науки таково, что постоянно нужно снабжать ее новыми идеями, то общество нуждается в творческих людях, следовательно , профессия, связанная с творчеством, востребована и актуальна.

   Цель работы - изучение  творческих способностей.  Всестороннее изучение творчества охватывает множество взаимосвязанных проблем - творческих способностей, творческой деятельности, мышления.

   Разработанность темы

 

 

1. Способности

 

Приведем некоторые определения способностей:

1. Индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, т.е. характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности (Б.М. Теплов, 1985 год)

2. Сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются (С.Л. Рубинштейн, 2002 год).

3. Свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (Р.С. Немов, 1990 г.).

4. Способности - это отражение личностью требований только той или иной, но всегда определенной деятельности. Талант, как высшее проявление способностей, делает эту определенную деятельность и все с ней связанное, наиболее значимым для личности общественным бытием. (К.К.Платонов «Структура и развитие личности»).

   Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей (Б.М.Теплов, 1965 г.).  Сами же способности всегда являются результатом развития.

   Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

   Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

   Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

   Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

   Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного:

– это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности (Теплов Б.М., 1985 г.) . Когда ребенок только родился, невозможно сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения.

 

 

   Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на:

-элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышление, воображения, воле;

- сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.      Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться нет в один из видов людской деятельности.
   Специальные способности различаются согласно видам деятельности  - графические, художественно – литературные, конкретно – научные (математические и т.п.), организационные и т.д.
   В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы. Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, которые обеспечивают успех в определенной сфере деятельности, - одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые осуществления, - гениальность ( от лат. genius - дух).
   Специальные способности формируются на основе общих  в процессе профессионального обучения.

   С. Л. Рубинштейн (2002 г.) формулирует основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».

 

Творческие способности человека

 «Под творческими подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности» (Немов Р.С.).

   Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

   По мнению Поля Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

 

   Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью.  Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.

 

 

2.Творчество: подвиды и особенности. Творческая деятельность

 

   Творчество определяется  как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

   Интересно, что ученые  (Пономарев А.Я., Дружинин В.Н.) считают характерным для творческого акта рассогласование цели (замысла) и результата, в отличие от деятельности, где цель должна соответствовать результату. То есть, творческий результат может быть побочным продуктом процесса деятельности. Отсюда суть креативности: она сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности.

   Таким образом творчество – не всегда  целенаправленная деятельность, а может быть спонтанным проявлением человеческой сущности. В момент творчества ведущую роль занимает  бессознательное, оно творит, а сознание принимает полученный продукт.

    Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

   Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

 

   Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?

Иногда хочется разнообразить свое творчество и создать что-то абсолютно непохожее на предыдущие творения. Многие творческие люди на этой планете нашли отличный способ, как выйти из этой ситуации и при этом разнообразить свое творчество, увеличив творческий потенциал: начали  изучать что-то новое, абсолютно не связанное с вашим делом. Например, если вы программист, можно начать танцевать, если музыкант, можно начать фотографировать природу. Можно прочитать книгу на незнакомую и интересную тему, сменить журнал, газету, поменять ресторан или столовую, в котором обедаете. Заняться чем-то доселе для  незнакомым: музыкой, боевым искусством, рисованием, и.т.д. Выбрать новое увлечение на свое усмотрение и вкус, главное чтобы оно  нравилось.

Тогда "новое" соединиться со "старым" в доселе новых, удивительных формах. Сформируются новые навыки, обогатиться социальный опыт и увеличится творческий потенциал.

 

3. Методики изучения творческих способностей

 

   Главными специалистами «психометрических» исследований креативности являются Гилфорд Дж.  и Торренс Э.

   Исследователи интеллекта  давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Как результат своих многолетних исследований Гилфорд выдвинул шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблемы

- способность к генерированию большого числа идей

- гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи)

- оригинальность (нестандартный ответ на раздражители)

- способность усовершенствовать объект путем добавления деталей

- способность решать проблемы ( способность к анализу и синтезу)

   Тесты Торренса имеют еще большую надежность, предназначены для широкого спектра возрастов.

   Все исследования показали, что чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность высоких показателей креативности, но у лиц с высоким интеллектом может быть и низкая креативность. Возможно, что при стандартном уровне интеллект и креативность образуют единый фактор, а при высоких интеллектуальных способностях интеллект и креативность становятся независимыми факторами.

   М.Воллах и Н.Коган выявили 4 группы  детей с разными уровнями интеллекта и креативности. Эти группы отличаются способностью адаптации  к социуму.

 

1. Высокий уровень интеллекта+высокая креативность : уверенное существование в социальной среде.

2. Высокий уровень интеллекта+низкая креативность:скрытность, страх перед неудачами, дистанцированность.

3. Низкий уровень интеллекта+высокая креативность: трудности обучения, тревожность.

4. Низкий уровень интеллекта+низкая креативность: нормальная адаптация, общительность, пассивность в учебе.

 

   Обобщая выводы всех методик, В.Н. Дружинин (1999 г.) подчеркивает, что человек, давший оригинальный, творческий ответ (в процессе тестирования) , заведомо обладает креативностью. Но если человек не дает творческого ответа в свободной ситуации, это не является свидетельством отсутствия у него креативности.

   То есть, с помощью тестов можно выявить креативов, но некреативов точно определить невозможно.

   Причина – спонтанность креативности. Она же затрудняет свое изучение креативности в целом.

 

 

Выводы

 

Так как  творческие   способности проявляются рано (еще в раннем детстве) их нужно выявлять как можно раньше и развивать.

   Выявленные в результате методологических исследований типы групп с различной степенью развития интеллекта и креативности  должны учитываться в образовательных учреждениях с точки зрения дифференцированного подхода  ученикам и максимального вовлечения в учебный процесс и социальную активность.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

- Дружинин В.Н. Психология общих способностей, 1999, СПб «Питер Ком»;

- Моляко В.А. Психология творческой деятельности, 1978, М. «Высшая школа»;

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2002, СПб «Питер»;

- Немов Р.С.  Психология , 1990 г.

- Лук Л.И. «Мышление и творчество», 1976, М. «Педагогика»;»;

- Пекелис В.Д. «Твои способности, человек!», 1984, М. «Знание»;

- Пономарев Я.А. «Психология творчества» , 1976, М. «НАУКА».

- Столяренко Л.Д. «Основы психологии», 1997, Ростов н/д, «Феникс».

- Теплов Б.М.   Избранные труды: В 2 т. М., 1985.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОУ Гимназия № 1505 № «Московская городская педагогическая гимназия –
лаборатория»





РЕФЕРАТ
по психологии


В специальных исследованиях (Асмолова А.Г., Бернштейна С.М., Варламовой Е.П., Глотовой Г.А., Данильченко В.М., Канн-Калик В.А., Никандрова П.Д. и др.) содержится ряд синонимов понятия «творческое мышление»: творчество, новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал, креативность и др. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное. При этом обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.п.

Я.А. Пономарёв считает, что творческое мышление - это нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества)

А. Рошка под творческим мышлением подразумевает такую форму мышления, которая составляет часть процесса творчества, результаты которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью.

А. Матейко пишет «Исходная точка всякого творчества - лёгкость образования неожиданных ассоциаций». Последние, как известно, образуются в мышлении: в его процессе и результате.

В.В. Серебрянников и М.И. Ясюков раскрывают творчество как определённое содержание в процессах мышления и деятельности в самом творчестве. Вместе с тем, можно встретить публикации, в которых творчество полностью отождествляется с творческим мышлением .

Применяется термин творческое мышление как высшая степень продуктивного мышления. Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта.

Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения — типичные примеры творческой деятельности.
Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца. Однако можно указать некоторые моменты, характерные для большинства случаев творческой деятельности.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное отвлечение от задачи.

Озарение — появление интуитивного решения.

Проверка — испытание и/или реализация решения.

 

1. Подготовительные этапы творческого процесса

Нередко бывает, что основные идеи, дающие решение научной проблемы, или центральные моменты художественного произведения создаются в течение сравнительно коротких периодов большого подъёма вдохновения. Но это не значит, что такими «вспышками вдохновения» исчерпывается весь процесс творчества. Кратковременные периоды исключительной творческой продуктивности всегда представляют собой лишь итог огромной предварительной работы. Если решение сложнейшей научной проблемы иногда приходит в голову учёного как бы внезапно, без всяких усилий, в самый неожиданный момент — на прогулке, в трамвае, в театре, в постели перед засыпанием или после пробуждения,— то на самом деле, конечно, не этот момент даёт решение; он является только конечной точкой длительного процесса творческой работы. Предварительная работа, служащая подготовкой творческого решения задачи, заключается в изучении, обдумывании этой задачи и в собирании необходимых материалов. Однако подготовительная работа не сводится только к собиранию материалов специально для осуществления данного замысла. Не меньшее значение имеет то, что можно назвать собиранием материалов «впрок», которое составляет необходимый момент в творческой деятельности и учёного, и художника. Всякий хороший специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумыванием, осмысливанием их. Поэтому, сталкиваясь с какой-либо новой проблемой, он располагает уже значительным запасом подготовительного материала, фактов и идей. Возможность давать быстрые решения новых вопросов и является результатом такой общей подготовки в определённой области творческой деятельности.

 

2. Инкубация

По мнению ученых, вслед за постановкой творческой задачи следует период инкубационный – то есть, период бессознательной внутренней деятельности, обдумывания задачи и способов ее решения.

 

3. Вдохновение.
Первое, что всегда обращает на себя внимание при анализе процесса творчества, — это то состояние особого напряжения и подъёма всех сил и способностей, человека, которое обозначается словом вдохновение. Оно связано обычно с важнейшими, решающими моментами творческой деятельности — с возникновением замысла и идеи произведения, с нахождением, решения научной проблемы, принципа изобретения или идеи оперативного плана, с созданием центральных образов художественного произведения и самых проникновенных и волнующих моментов его.
Состояние вдохновения характеризуется прежде всего полным сосредоточением внимания на предмете творчества и отвлечением от всего остального.
Потому, что сознание целиком сосредоточено на предмете творчества, самый процесс творчества очень мало осознаётся в состоянии вдохновения. Художник обычно не может ответить на вопрос, как родились в нём самые вдохновенные образы, учёный не может сказать, как пришла ему на ум в минуту «озарения» решающая идея его открытия. В состоянии вдохновения человек менее чем когда-либо способен следить за тем, как протекают у него процессы мышления и воображения. Поэтому в состоянии вдохновения творческие процессы являются мало осознанными. Но это не значит, что самое творчество в состоянии вдохновения является, как иногда думают, «бессознательным». Как раз наоборот. Неосознанность творческих процессов — следствие максимальной сознательности самого творчества.
Вдохновение характеризуется не только сосредоточением внимания на предмете творчества, но и эмоциональным погружением в него, глубокой захваченностью теми чувствами, которые возбуждаются предметом творчества.
Вдохновение — это состояние большого эмоционального подъёма, при котором, однако, сохраняется исключительная ясность сознания.
Одна из важнейших психологических особенностей действительно продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения,— совместная работа воображения и мышления. Творчество в равной мере невозможно и без воображения, и без строгой критической мысли.

Стоит ли вставлять о творческом мышлении???




 

 

 

 

Конец формы

feedback
Loading