Хорезм

История и памятники Древнего Хорезма

       Хорезм - древнейший культурный оазис на северо-западе Узбекистана. Цивилизация древнего Хорезма прослеживается от неолита (VI - начало V тысячелетия до н.э.) до сегодняшнего дня. В оазисе пышно расцветали городская культура и сопутствующие ей ремесла и торговля. Самые ранние исторические сведения до нас донесла Авеста (первая половина I тысячелетия до н.э.), где встречается название страны "Hvairizem". Природа обошла щедротами этот край: резко континентальный климат, засоленные почвы, острый дефицит воды. Единственное, на что не поскупилась природа - это солнце. В году бывает примерно триста солнечных дней. Может быть поэтому близко к истине этимологическое толкование слова "Хорезм" - "земля солнца".

    Культурное освоение оазиса возможно было только при условии искусственного орошения. Здесь, на берегу великой азиатской реки Аму-Дарьи, и родилась одна из древнейших цивилизаций Средней Азии. Археологи установили, что наибольшего развития ирригация и земледелие достигли в кангюйско-кушанский период. Памятниками этого периода являются городища Джанбас-кала, Кургашин-кала, Базар-кала, Кунюрли-кала, Кой-крылган-кала и др. Те, кто возводили здесь городища, хорошо были знакомы с математикой, геодезией, астрономией, медициной, искусством градостроения. В кушанский период (I-II вв. н.э.) строится город-храм Топрак-кала, который является венцом всех достижений высокой художественной культуры, проявившейся в синтезе архитектуры, скульптуры и живописи. Во время тюркского каганата Хорезм сохранял свою политическую независимость.

    В V-VIII вв. Хорезм вступает на путь феодального развития. Возникает новая форма поселения - замок, которая сменяет собой кушанскую систему неукрепленных поселений под государственной охраной. Малочисленные города этого периода являются центрами ремесла и торговли и окружены замками дехкан и земледельцев. Хорезм играл большую роль в экономике Мавераннахра, так как через него проходила транзитная торговая дорога - одна из северных ветвей Великого Шелкового пути. В начале VIII века в Хорезме было три крупных города - столица Кят, Хазарапс и Ургенч. В 710-712 гг. наместник халифата Кутейба ибн Муслим оказал поддержку хорезмшаху, который вместе с арабами принимает участие в завоевании Согда. Позднее Кутейба направил в Хорезм войска и ценой большой крови подчинил себе Хорезм. В 996 году правитель северного Хорезма Мамун ибн Мухаммед объединил Хорезм в единое государство и сделал столицей Гургандж. При академии хорезмшаха Мамуна (XI в.) жили и работали крупнейшие энциклопедисты средневекового Востока - Беруни и Абу Али ибн Сина.

      Зимой 1221 г. началась осада Ургенча войсками Чингизхана. Захватив город, монголы все предали огню и мечу. Наступило мрачное время рабства, хозяйственной разрухи, упадка сельского хозяйства и городской жизни. Объединение Хорезма в сильное государство началось с Абдулгази хана (1643-1663 гг.). В первой половине XVI в. Хорезм выделяется в самостоятельное государство, но только в конце XVI в. была окончательно утверждена независимость Хорезма, с этого времени именуемого Хивинским ханством. В конце XVIII - начале XIX вв., в связи с развитием торговли с Уралом, Поволжьем, Сибирью экономика ханства укрепляется, развиваются такие города как Хива, Новый Ургенч. Место архитектурного наследия Хивы и Хорезмской области в целом в истории Средней Азии определяется не только изобилием сохранившихся архитектурных памятников, но и тем своеобразным вкладом, который внесли хорезмские зодчие в строительное и изобразительное искусство Средней Азии, сохраняя и развивая традиции. 

Периодизация истории Древнего Хорезма

С.П.Толстов, первооткрыватель и исследователь Хорезмийского государства, в своем труде "Древний Хорезм" предложил следующую периодизацию истории этого региона:

A. Первобытный Хорезм.

1. Кельтеминарская культура. 4-3 тысячелетие до нашей эры. Относится к периоду неолита. Основные занятия населения в этот период - охота и рыболовство. Жилища - большие овальные дома из дерева и камыша. Эта культура отличается богато орнаментированной керамикой, окрашенной в красный цвет. Наиболее характерный памятник - стоянка Джанбас-кала (№№4, 5)

2. Тазабагъябская культура. 2 тыс. до н.э. Бронзовый век. Мотыжное земледелие и пастушеское скотоводство. Керамика орнаментирована штампованным и нарезным узором. Встречаются пиктографические надписи на стенах. Характерный памятник - Ангка-кала №1.

3. Амирабадская культура. Первая половина 1 тысячелетия до н.э. Раннежелезный век. Основные занятия населения - земледелие и скотоводство. Дома - общинные, длинные, прямоугольные. Керамика слабо орнаментирована. Характерный памятник - Джанбас-кала №№ 1,2,7.

Б. Античный Хорезм.

4. Культура городищ с жилыми стенами. Ахеменидское время. VI – IV вв. до н.э. В это время зарождается государство; строятся большие каналы. Хорезм входит в систему империи ахеменидов. Керамика изготовляется на ручном гончарном круге. Характерные памятники – Кюзели-гыр, ранний слой Базар-калы.

5. Кангюйская культура. IV век до н.э. – I в.н.э. Эллинистическое время. Расцвет кангюйско-хорезмийского государства, городов, ремесел. Жилища – отдельно стоящие укрепленные родовые дома-массивы. Характерные памятники – Кой-крылган-кала, Кырк-кыз-кала.

6. Кушанская культура. II – III вв.н.э. Римское время. Продолжение расцвета античного Хорезма. Переход от укрепленных общинных поселений к деревням, не имеющим внешних стен и состоящим из отдельных большесемейных усадеб. Сохранение в городах больших общинных домов-кварталов. Характерные памятники – Аяз-кала, средний слой Топрак-калы.

7. Кушанско-афригидская культура. III – V вв.н.э. Упадок античной культуры Хорезма. К концу периода многие города пустеют. Переход к расселению замкового типа. Упадок ремесленного керамического производства. Характерные памятники – Топрак-кала, Якке-парсан, Малая Кават-кала.

В. Средневековый Хорезм.

8. Афригидская культура. VI – IX вв.н.э. Зарождение элементов феодальных отношений при господстве патриархально-рабовладельческого строя на стадии разложения. Резкое сокращение числа городов; зарождение городов нового типа в виде посадов при замках-усадьбах крупных феодалов. Характерный памятник – Беркут-кала.

9. Афригидско-саманидская культура. IX – XI вв.н.э. Формирование феодальных отношений. Замки без донжонов, с большим центральным зданием. Харктерные памятники – Буран-кала, Наиб-кала.

10. Хорезмшахская культура. XI – XIII вв.н.э. Расцвет феодализма. Новое освоение ранее заброшенных земель. Подъем городской жизни, ремесел, торговли. Резкая дифференциация феодального замка и неукрепленной крестьянской усадьбы. Подчеркнутая фасадность архитектуры. В парадных и культовых зданиях декорирование при помощи узорной кирпичной выкладки. Характерные памятники – Кават-кала, Джанпык-кала.

11. Хорезмийско-джучидская культура. Широкое распространение керамики с разноцветной глазурью. Характерный памятник – Куня-Ургенч.

Крепости Хорезма

Крепость Кызыл-кала («Красный город»)

крепость Кызыл-кала

       Защищала рубежи государства в I-XII веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, она была крепким орешком для врагов.

        На десять веков пережила Топрак-калу Кызыл-Кала, поначалу служившая лишь дополнительным укреплением. Несмотря на сравнительно небольшие размеры (65х65 метров), эта крепость имела двойные стены толщиной 8 метров каждая, чтобы стенобитные орудия не смогли открыть врагам доступ во внутренние помещения. Благодаря такой оборонительной мощи Кызыл-Кала прослужила защите границ Хорезма вплоть до нашествия орд Чингисхана в XIII веке.

       Местные жители верят, что Кызыл-Калу и Топрак-Калу до сих пор связывает многокилометровый подземный ход, в котором обитают злые духи пустыни, бродят души предков и спрятаны несметные богатства.

Большой Гульдурсун

крепость Гульдурсун-кала

    Одна из крупных пограничных крепостей Хорезма, построена на основе запустевшей античной крепости. В плане она представляет собой неправильный прямоугольник размером 350*230 м, ориентированный углами по сторонам света. Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшении, античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году. - к моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т. е. к времени нашествия Монгольских войск в Хорезм.

    Грандиозные развалины Гульдурсуна овеяны легендами и сказаниями. Еще недавно в народе ходили поверья, что это проклятое место, что в крепости скрыт подземный ход, охраняемый драконом, что всякий, кто попытается искать неисчислимые сокровища Гульдурсуна, должен погибнуть. (Легенда записана Каракалпакским ученым У. Кожуровым).

   Другая легенда повествует о городе Гюлистан — «Цветник роз». По преданию это был богатый город с цветущей, изобилующий водой округой. Городом правил старый падишах, имевший красавицу — дочь по имени Гульдурсун. И счастливый город постигала беда: из пустыни пришли полчища калмыков, разрушая все на своем пути. Калмыки опустошили цветущие поля и сады и плотным кольцом охватили город. Мужественно оборонялись жители, и враги были не в силах преодолеть их сопротивление. Прошли месяцы, и на помощь завоевателям пришли еще более страшный враг — голод. Иссякли запасы. Люди умирали на улицах. Поредевшие защитники с трудом держали оружие в ослабевших руках. Созвал тогда падишах на совет своих вельмож и полководцев. И нашелся среди них один, предложивший испытать последнее средство спасения. Это был хитроумный план. Осаждение гюлистанцы привели во дворец лучшего из сохранившихся еще нескольких быков, досыта накормили его последний пшеницей из царских закромов и выпустили за городскую стену. А от голода страдали не только осажденные, но и осаждавшие. Опустошив округу, калмыки за многомесячную осаду съели всё, что можно было съесть, и в лагере их начали подумывать о неизбежности снятия осады. Голодные калмыки поймали и убили быка, и когда увидели, что желудок его набит отборным пшеничным зерном, пришли в смятение: «Если они скотину так кормят, какие же еще у них запасы! — кричали воины — осада безнадежна, город неприступен, надо уходить, пока мы не умерли с голода». Так решили военачальники калмыков, и в лагере начались сборы в обратный поход. Но иначе решила дочь падишаха — Гульдурсун. Много месяцев наблюдала она со стен за предводителем калмыков, молодым красавцем, смелым витязем-сыном калмыцкого царя. В сердце ее вспыхнула неудержимая страсть к предводителю врагов ее народа. И когда увидела она, что хитрость осажденных удалось, что над лагерем врага стоит рев нагружаемых верблюдов, одна за другой исчезают свертываемые бесчисленные юрты калмыков, что не пройдет и несколько часов, как они уйдут и навсегда уйдет с ними красавец-царевич, свершила она недостойное дело: с преданной служанкой послала она калмыцкому витязю письмо, где описала свою страсть к нему и выдала тайну гюлистанцев. «Подожди еще один день, — писала она, — и ты увидишь сам, что город сдастся». Калмыки развьючили своих верблюдов, и вновь в ночи загорелись бесчисленные лагерные костры. И когда на рассвете гюлистанцы увидели, что враги еще теснее охватили город, что не увенчалась успехом их хитрость, они пришли в отчаяние, и умирающие от голода город сдался на милость победителя. Город был разграблен и сожжен, жители частью перебиты, частью уведены в рабство. Предательницу Гульдурсун привели к царевичу. Он взглянул на нее и сказал: «Если она из-за недостойной страсти к врагу своей родины предала свой народ и своего отца, как же она поступить со мною, если кто-нибудь другой пробудит ее страсть? Привяжите ее к хвосту диких жеребцов, чтобы не смогла она больше предать никого». И разорвали кони тело Гульдурсун на мелкие части и рассеяли его по полям. И от проклятой крови предательницы запустело это место и стали звать его не Гюлистан, а Гульдурсун.

     В этом трагическом сказании есть зерно исторической истины. В преданиях народов Средней Азии под именем калмыков — грозных завоевателей XVII-XVIII веков, огнем и мечом прошедших по Казахстану и северной части Средней Азии, — сплошь и рядом скрываются еще более свирепые завоеватели XIII века монголы Чингиз-хана. И именно в дни монгольского нашествия оборвалась жизнь в стенах и на полях Гульдурсун, вновь расцветающего в наши дни.

Фотографии на страничке помещены с любезного разрешения Эмиля Халилова

Вернуться в раздел "Экспозиция музея"

feedback
Loading