10 ПРОФ. Семинар по СКАЗКАМ Щедрина

Предметная кафедра: 
Литература
Тип материала учебного процесса: 
Материалы к уроку
Тип материала учебного процесса: 
Домашнее задание

    М.Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН
    «СКАЗКИ»
   
     План семинара
   
    Тема: сказки «рыбного цикла» («Премудрый пискарь», «Карась - идеалист»)

     1.Известно, что при создании сказок Щедрин штудировал книгу Брема «Жизнь животных». (Не знаете такого автора - посмотрите в поиске). Найдите в тексте доказательства этому. Зачем это было нужно автору?
     2.Продемонстрируйте типичные для сатиры Щедрина приемы: гротеск и гиперболу, иронию и сарказм, алогизм и смешение реалий (Затрудняететсь в определении термина- смотрите в литературоведческом словаре). Какого эффекта добивается с их помощью писатель?
     3.Определите, какую идею выражает каждая сказка «рыбного цикла»: неспособность русской интеллигенции к жизни и борьбе? осмеяние рабской психологии обывателя? обличение общечеловеческих пороков, вроде трусости и празднословия? невозможность достижения социальной гармонии через нравственное перерождение? философские раздумья о смысле жизни? Докажите свою точку зрения.
    4. Почему эти идеи Щедрин развивает на примерах именно  рыбьего мира? Есть ли тому рациональное объяснение или это лишь прихоть художника? Кстати, обратите внимание на любопытное нарушение  автором русской орфографии в названии сказки.
     5.Ясны ли из этих сказок социально-политические пристрастия сатирика? К какому лагерю он примыкает, к каким выводам подводит читателя?
    6. Для Гоголя смех был путем к нравственному исцелению людей и возрождению истинной духовности. Похож ли смех Щедрина на гоголевский? Если нет, то в чем принципиальная разница?
 

Картинки и изображения: 
study11033-Литература-[alt]-11033.jpg
feedback
Loading