Элективный курс «Химическая мозаика» предусматривает 32 часа: одно двухчасовое занятие в неделю в течение одного полугодия. Содержание курса имеет экспериментальную направленность (2/3 занятий - практические работы, которые выполняются учащимися). Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания - то, с чем учащийся встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться различной химической посудой, в том числе и мерной, взвешивать на технохимических весах. На элективном курсе учащиеся должны научится готовить растворы определенной концентрации, овладеть приемами монтирования химических установок для простейшего анализа и синтеза.
Курс является несистематическим и изучается параллельно традиционному школьному курсу химии (любая программа). Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта. В то же время на занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на уроках химии, пишут самостоятельно уравнения проводимых реакций, рассчитывают концентрации растворов, массы веществ, необходимых для реакций и т. д.
Цели курса:
Формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.
Формирование и развитие практических умений учащихся:
- развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками («химические руки»).
Развитие умения работать в микрогруппах.
Раскрытие «химической стороны» окружающего мира.
Завершается курс экзаменом, который проходит в форме конференции. Учащиеся готовят доклад по случайно выбранной теме, причем темы докладов могут не совпадать с тем, что изучалось на занятиях.
Доклад представляет собой запись устного сообщения в жанре научного стиля. Текст доклада должен быть ориентирован на сравнительно легкое и наглядное восприятие понимающими слушателями, минимально знакомыми с предметом доклада. Центр тяжести доклада - содержательная сторона, форма не предполагает использование разговорных элементов. Доклад может быть дополнен различными средствами наглядности: таблицами, компьютерными презентациями, демонстрационными опытами, моделями.